Зашёл на прошлой неделе в библиотеку и увидел там журнал Ровесник за прошлый год со статьёй про КИНов. Сканера у меня нет, так что просто перепечатаю. В целом статья положительная, но и журналистская отсебятина присутствует.
Ровесник №4 2009
Чук и Гек брит-рока
Стабильный состав - залог коммерческого успеха рок-группы! Не вызывающий сомнений вывод, тем не менее, далеко не всегда самый очевидный: история рока знает очень много примеров, когда группы приходили к пониманию данного факта слишком поздно, только на излёте карьеры лидеры начинали осознавать, что, пропустив через коллектив шеренгу музыкантов, вовремя не остановились. Богатство выбора, проистекающее из текучки кадров выдающихся "технарей", ведёт к ещё большей текучке кадров, замкнутый круг становится петлёй, которая до сих пор душит Deep Purple и Yes, полностью перекрыла кислород для Black Sabbath, ELO и The Libertines.
Но стабильный и самый оптимальный состав - это не обязательно самый первый состав, то подтверждает опыт таких звёзд, как The Beatles (Стью Сатклиф и Пит Бест их только тормозили), Pink Floyd (их первым гитаристом был явно "не тянувший" Боб Клоуз), Oasis (с первым вокалистом Крисом Хаттоном будущего не имевшие). К счастью, проблемы, которые может таить в себе чехарда состава, основатели одной из самых звёздных групп брит-рока Keane поняли ещё в первые дни, и потому с такими проблемами не столкнулись. Точнее - чуть было не столкнулись, потому что сумели решить одну из них радикально и безболезненно. Основал группу ирландский гитарист Доминик Скотт, и произошло это в 1995-м: перебравшийся в городок Баттл в восточном Сассексе, Англия, 16-летний музыкант считал себя не только "битломаном", но и знатоком самой главной группы Ирландии - U2, и на кавер-версиях этих двух столпов рока первое время и строилась программа его новой группы Lotus Eaters ("Лотофаги" - народ в древнегреческой мифологии). Бас-гитаристом и клавишником стал Тим Райс-Оксли, разделявший любовь Скотта к The Beatles, но при этом обожавший и ранних Oasis. по его собственным словам, "родители силком загнали меня за пианино и пичкали классикой - я ненавидел и инструмент, и эту дурацкую скучную музыку. Наконец, предки сдались, а я услышал, как может звучать пианино под пальцами Джона Леннона, и стал фантом "битлов".
В мужской школе "Вайнхолл", где учились Скотт и Райс-оксли, пара познакомилась с Ричардом Хьюзом, который принял их предложение занять место барабанщика. Последним в Lotus Eaters пришёл певец и флейтист том Чаплин, чья семья в конце 70-х основала "Вайнхолл". "У нас были серьёзные поблажки в факультативных занятиях, - вспоминает Хьюз, - и потому Lotus Eaters имели возможность репетировать, когда все остальные разбредались по классам и штудировали кто литературу, кто физику. В нашем полном распоряжении был спортзал, где мы учились играть песни U2 и "битлов".
Именно Чаплин предложил изменить название группы на Cherry Keane, и это отдельная история. Художница Черри Кин была подругой молодости матерей Чаплина и Райс-Оксли, по словам Чаплина, она не только познакомила их родителей, но и "принимала самое деятельное участие в нашем воспитании. В какой-то момент Черри оказалась единственной, кто верил в меня и Тима: в отрочестве мы с ним были полными "отморозками": угоняли машины, врали напропалую и дрались со всеми подряд! Нас ежедневно пороли, но всё было напрасно: мы неуклонно двигались в направлении тюремной камеры. Если бы не тётя Черри, которая находила время поговорить с нами, как со взрослыми, сидеть бы нам за решёткой".
В 1997-м единственная заступница, надежда и опора "отморозков" Черри Кин умерла от рака, оставив по завещанию всё своё немалое состояние тому и Тиму – это был оживший сюжет английского готического романа, это было очень романтично! Открывшимися финансовыми возможностями друзей заинтересовался сам Крис Мартин, предложивший Тиму и Тому присоединиться к его группе, будущим Coldplay, но пара отказалась, сославшись на "идеи, которые можно реализовать только нашими силами, без привлечения посторонних – пусть даже очень талантливых посторонних". Развивший бурную деятельность Чаплин вдруг обнаружил, что даже при наличии серьёзных средств группа, играющая чужую музыку, никому не интересна, и открытие его потрясло! Ни фирмы, ни продюсеры не желали иметь дело с квартетом, который "позиционировал" себя как "продолжатели дела The Beatles и U2": "Группа Боно, слава богу, действующая, а спекулировать на на музыке The Beatles стыдно", говорили нам спецы, - вспоминает Чаплин, - с нами соглашались разговаривать только при условии, что мы станем играть собственные вещи".
В конце 1997-го они сократили название до Keane и принялись за репертуар; музыканты перебрались в Лондон, где стали штатной группой сразу в нескольких ночных клубах. И только 31 января 2000-го Keane сумели издать первый сингл "Call Me What You Like", 500 экземпляров которого музыканты продали на частных концертах. Чаплин и Райс-Оксли, по их словам писали по пять новых песен в день, и вскоре были подготовлены композиции "More Matey", "Emily" и второй сингл "Wolf At The Door". В этот период Райс-Оксли предложил использовать в качестве солирующего инструмента пианино, и это стало последней каплей для Скотта: "Почему вы не приняли предложение Мартина? - задал он вопрос. - Почему вы сказали, что ваши идеи такие радикальные? Вы же ничем не отличаетесь от Coldplay!" И ушёл. Так Keane стали трио и, избавившись от основателя группы, сцементировали состав "радикальной идеей".
Подписав контракт с "Island Records", трио выпустило альбом "Hopes And Fears", 2004, который дебютировал на первом месте хит-парада Англии и стал вторым по продаваемости диском года (уступив только Scissor Sisters). Альбом 72 недели продержался в Top 75, сегодня его тираж превышает 6 миллионов. В рамках мирового турне Keane побывали в США (на разогреве у кумиров U2) и были номинированы на "Грэмми". Второй альбом "Under The Iron Sea", 2006, вновь стал первым в Англии, как и дебютный, вошёл в Top 5 США; сегодня его тираж составляет около 3 миллионов. В октябре прошлого года Keane выпустили третий альбом "Perfect Symmetry", в композиции которого впервые ввели гитары. Диск снова возглавил хит-парад Англии, его тираж уже превышает миллион. По мнению критиков, новая работа Keane более в стилистике The Killers, нежели Coldplay, с которыми обычно сравнивают сумеречный брит-рок их первых двух дисков. Руководство "Island" намекнуло музыкантам, что в связи с изменившейся концепцией было бы неплохо вернуть в состав техничного и опытного Скотта, но Тим и Том отказались: "Во-первых, мы крепко обидели его, - сказали они, - а во-вторых, кто знает, может, на следующем диске мы вернёмся к прежнему стилю - второй раз Доминик предательства не переживёт!"
Данила МОРОНИ