Отмените Рождество – оно не понадобится.
George, Sheriff of Nottingham
а вот и продолжение для людей кто попался на острый крючок из двух латинских буковок SS, пропитанных ядом не вполне ясного, но явно змеиного происхождения.
А случились с некоторыми из нас сдвоенные potions, те самые potions, которые строго-настрого запрещены уставом Школы Ведовства и Магии Хогвартс.
Итак, в одном фиале у нас будет созданный легкой рукой госпожи Дж.К. Ролинг Potions Master Severus Snape , омерзительный отрицательный персонаж и злой гений милого и заслуженно любимого читателями Гарри Поттера. Не столь однозначный, как сначала кажется, и не столь омерзительный, как кажется постоянно, пока читаешь. В другом же сосуде нам выдали мистера Алана Рикмана – одного из самых неоднозначных британских актеров, которому пришлось дожить до 55 лет, чтобы осуществить свой прорыв к широкой всемирной аудитории, узнавшей после фильма о Гарри Поттере его имя.
Теперь смешиваем... Все летит на воздух!
Я здесь, наверное, не буду писать о заслугах Мистера Рикмана, ибо они стоят отдельного упоминания, но, на самом деле, не такой уж он и неизвестный. Всякие Эмми, Золотые Львы и Призы гильдии киноактера у него есть, звездой его называют, фэндом у него достаточно обширный и многие уже годы преданный, а главное – ему достаточно буквально секунд экранного времени, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, кто главный на съемочной площадке.
Мало того, что мистер Рикман – актер, богато одаренный от природы, но, как всякий гений (да, недооценки мы не допустим) он свой дар отшлифовал и знает, как им пользоваться. Если не придерживать за пазухой одну из основных мыслей, которые я хотела тут выплеснуть, скажу: он доигрывает свои эпизоды до того момента, когда зритель уже вот-вот готов найти дыхание и закричать "довольно, отпусти!" Он этот момент знает, и до крика дело не доходит. Но подобную степень владения экранным временем и дыханием зрителя я, пожалуй, не встречала вовсе.
Уж и не знаю, делает он это обдуманно или интуитивно. Но… он восхитительно неровен.
Подвергнем жестокой вивисекции эпизод с первой лекцией.
Ну, во-первых, спасибо Крису Коламбусу:
В эпизоде "Первый урок по зельям" вовсе нет музыки. Мы слышим гулкие звуки подземелий, почти страшную тишину, и тот самый сопровождаемый полетом на цель голос, который создал рикмановскому Снейпу легион поклонников сразу же после выхода второго трейлера еще до фильма* (а ведь там была всего одна фраза, пять слов: "Mister Potter—our—new—celebrity"). Ура – АР дали сыграть на одном из его самых лучших инструментов – ну да, мы уже все знаем эту мантру: "Если бы бархат мог говорить, он говорил бы голосом Рикмана". И он это делает. Ух, как же это страшно! И прекрасно! "You don't know?.. Pity… Clearly, fame isn't everything, Mister Potter."
Но я начала не об этом. Отвлеклась.
То, что делает Рикман со зрителем, совпадает с методом закаливания дамасской стали. Только зрительская сталь не закаляется, а тихо (или со стонами) впадает в кому.
Итак: дверь класса, шаги, дверь выносит на зрителя ударом (кажется, вообще, ногой), влетает Он. Буря, натиск, плащ летит, параллельно полету идет ровный текст: "There will be no fullish wand waving or silly incantations in this class…" О, мама… И все. Мы встали. Встали к кафедре. Замерли.
…Ффух. Тишина в классе. Класс обводится взором пустым и холодным (как может быть холодным взгляд черных глаз, – природе не понятно, но он таков. Он мертвен, как и описано у Роулинг, и глаза напоминают "черные туннели" до такой степени, до какой просто невозможно это представить, тем более, у человека с такими выразительными глазами, как у Рикмана). Мы играем какую-то особую роль – то ли летучей мыши, то ли ворона. "However for those select few who posess the predisposition..." (обратите внимание на его взрывные согласные t и p), голова поворачивается, глаза гипнотизируют "своих". Дальше нам дарится тот самый пятисекундный проход на цель (на мальчика со шрамом. "Then again, maybe some of you have come to Hogwarts in possession of abilities so formidable that you feel confident enough to not—pay—attention!"), глядя даже на компьютерную версию которого, лично я милосердно лишаюсь сознания.
Ну, поехали. Вернее, полетели. Мы расправляем черные крылья (довольно сложного кроя, кстати) плаща так, чтобы они чуть взметнулись, левая рука плавно делает живодерское движение пальцами, высвобождаясь из того самого рукава, который, как мы знаем, скрывает Черную метку (обалденный, обалденный костюм, господа.
Эти белые полоски манжет с треугольными вырезами и этот белый воротничок, я уж молчу про непередаваемой элегантности куафюр, обязательно сделаю себе такую стрижку, – так вот, все это делает из Рикмановского Снейпа не то непотребное существо, которое описано в книгах, а байронически облагороженного вампира… не для бедных, нет. Для крайне богатых)… Так о чем бишь я?.. так вот, левая рука делает очень страшное живодерское движение, затем еще полувзмах крыльями, и мы над целью, встали, упершись рукой в стену. Бедный Гарри, Merlin help him. Правильно сделали в фильме, что убрали его дерзость в ответ – "спросите, мол, Гермиону, она же знает". Какая там дерзость?.. Не свалиться бы со стула.
Это совершенно серьезная сцена, и проведена она на полном серьезе. Больше полностью серьезных сцен Рикман в фильме не играет. Но главное, что тут важно для нас в его герое, – это лихорадочная смена затаенности и вот этого броска черного аспида (о, да, я понимаю, только что говорила про вороновы крылья… ну не знаю! Все равно бросок абсолютно змеиный), и снова, на грани остановки сердца зрителя, – покой. Ложный покой и очень пугающий.
(с)yacht.zamok
*- и cup_of_tea, правда, тогда пользовавшаяся другим ником в их числе (: